Предыстория
автомобили, бронетанковая техника и летательные аппараты и многое другое силами отдельных конструкторов и проектантами фирм было переведено на дистанционное управление.
Работы по созданию беспилотных летательных аппаратов начались в начале XX века практически сразу после появления первых серийных пилотируемых аэропланов (самолетов). Считается, что первый в мире радиоуправляемый беспилотный самолет конструкции Г. Кертисса (G. Curtiss) совершил свой первый полете 1916 году в США. 12сентября 1916 года состоялись испытания первого радиоуправляемого самолета-снаряда “Хевит-Сперри”. В1917 году была испытана “воздушная торпеда” — летательный аппарат конструкции одного из пионеров авиации — О. Райта (О. Wright) был оснащен аппаратурой фирм “Сперри гироскоп” (Sperry Giroscop) и “Дже — нерал моторе” (General Motors). В ходе Первой Мировой войны произошло первое боевое применение дистанционно управляемойтехники — 2 марта 1917 года в порту английского города Ньюпорт радиоуправляемым снемец — кого самолета катером-миной была разрушена значительная часть причальной линии.
Одно из первых упоминаний об отечествен ном беспилотным (дистанционно-пилотируемом) летательном аппарате — управляемой воздушной мине штабс-капитана Яблонского — относится к сентябрю 1916 года. В ходе Первой мировой войны, назаводе “Сименс-Шуккерт” в Петрограде велись проектирование и постройка
дистанционно-управляемого по проводам геликоптера-торпеды (в современной терминологии “вертолета — торпеды”).
Работы по созданию беспилотных ударных летательных аппаратов — самолетов-торпед были продолжены в начале 1920-х годов. После проведения испытаний в США нескольких конструкций беспилотных ударных самолетов-торпед для атак больших надводных кораблей это направление было признано бесперспективным и практически полностью закрыто к 1932 году.
Проекты и работы в области авто — матизации военной техники вновь активизировались в нашей стране в начале 1930-х годов. Основными направлениями в создании беспилотных управляемых средств были самолеты-мишени и самолеты-бомбы.
Первый беспилотный радиоуправ — ляемый самолет-мишень был создан в Великобритании в 1933 году на базе гидросамолета “Фэйри” (Fairey-IIIF), который прошел успешные испытания на Средиземном море. Впоследствии по результатам всесторонних испытаний беспилотных самолетов-мишеней Королевскими ВМС было заказано 400 специально спроектированных радиоуправляемых мишеней на базе самолета фирмы "Де Хэвшанд "(De Havilland) “Queen Bee ”, которые были первыми серийными БЛА в мире. В 1940 году по заказу ВМС США был создан самолет — мишень N2C-2 фирмы “Кертис" (Curtiss), который производился серийно.
Создание управляемых беспилотных летательных аппаратов велось и в других странах: во Франции, Германии, Италии, однако, работы по широкому спектру авиационной, ракетной, радио — и приборной тематикам в 1930-х годах пользовались государственной поддержкой только в СССР и Германии.
В СССР работы по созданию систем автоматического управления беспилотными самолетами различного назначения велись с начала 1930-х годов — то есть практически в начальный период восстановления народного хозяйства страны и, в том числе, становления отечественной авиационной промышленности. В работах по созданию беспилотных летательных аппаратов, завершившихся созданием опытных и серийных образцов, принимали участие КБ и НИИ нескольких отраслей промышленности.
Необходимо отметить, что в
Советском ‘Союзе работы по автоматической и дистанционно управляемой боевойтехникепроводились с конца 1920-х годов. Автоматизированные и радиоуправляемые системы для оснащения Рабоче- крестьянской Красной Армии (РККА) создавались не только в области авиации, ракетостроения, бронетан — ковойтехники, кораблестроения, но и в ряде других областей.
Разработки ученых оставались не только в опытных экземплярах, в ряде случаев они были приняты на вооружение и использовались в годы Великой Отечественной войны. В частности, в 1930-е годы бы ли созданы аппаратура наведения миноносцев на цель с самолета, телеуправляемые торпедные катера типа Г-5 серии XII (управляемыес береговых станций БУ и с самолетов “волнового управления” МБР-2 спецсерии ВУ, оснашенных телемеханической аппаратурой типа “Кварц”), телемеханические танки МС, Т-26, БТ-5 и другие, управляемые из аналогичных машин управления (образовывавшие так называемые телемеханическиепары), радиоуправляемые мины-фугасы “БЕМИ”, телеуправляемый паровоз (шифр темы “Слон”), радиоуправляемые торпеды “Акула-1” и”Акула-2” и т. п. С 1936 года в разработке Остехбюро и Главэспромом находились телемеханическая, управляемая с самолета, и автономная подводные лодки; авто- номноеподводноеспециальное судно АПСС; радиоуправляемая подводная лодка с телевизионной аппаратурой; приборы телемеханического подъема и взрыва минных полей; телемеханический корабль-брандер; навигационные приборы на инфракрасных лу чах; быстрох одн ы й гл иссер, направ — ляемый по инфракрасному лучу; торпедные катера волнового управления системы “Вольт-Р”; радиоуправляемые торпеды типов “РУТ” (РУТ-45) и "Винт”.
В 1937-1941 годах поиски и выявление “вредителей” органами ОГПУ и НКВД привели к торможению и свертыванию почти всех опытных работ в этом направлении, а Великая Отечественная война — их практически полностью прервала. На проведении и продолжении работ существенно отразилась “работа” органов безопасности государства — многие выдающиеся ученые и конструкторы были в лучшем случае оторваны от своей работы на долгие годы, во многих случаях они признавались “врагами народа” с приве
дением в исполнение приговора
“суда”.
Начатые в Советском Союзе, несколько позднее чем в США, работы по ударным беспилотным летательным аппаратом велись по нескольким проектам и были практически завершены перед началом Великой Отечественной войны созданием систем управления, самолетов-носителей, беспилотных аппаратов, пригодных к боевому использованию.
Наибольшего успеха в развитии беспилотной техники к началу войны достигла Германия при значительном начальном отставании в первой половине 1930-х годов от многих стран. В 1939 году немецкими конструкторами был создан и успешно испытан беспилотный самолет-разведчик. Входе Второй Мировой войны для вооружения Люфтваффе были созданы многочисленные образцы самолетов-бомб, радиоуправляемых ракет, самолетов-снарядов. Самой успешной разработкой в области беспилотных летательных аппаратов можно считать самолеты-снаряды “ФАУ-1" (V-1), выпускавшиеся серийно и использованные для нанесения ракетн ых ударов по ряду европейских государств.
Но, даже учитывая и психологическое воздействие, оказанное применением самолетов-снарядов, боевое применение беспилотных летательных аппаратов различных типов и назначения во время Второй Мировой войны показало довольно скромные результаты, поскольку уровень развития техники не обеспечивал необходимых летно-технических характеристик, точности наведения на цель, надежности всего комплекса БЛА, возможности накопления, передачи или возврата разведывательной информации и т. п.
В первые послевоенные годы в Советском Союзе изучались и исследовались образцы ракетной техники и летательные аппараты, созданные фашистской Германией в период Второй Мировой войны. Трофейные образцы авиационной и ракетной техники, производственное и экспериментальное оборудование, образцы конструкционных материалов и техническая документация, найденные в КБ и на заводах в Германии, в архивах технической документации, были вывезены в СССР, распределены по отечественным НИИ и КБ различного профиля (аналогичные мероприятия были проведены США, Англией, Фран
цией). На территории Советского Союза были образованы новые специализированные КБ, частично укомплектованные немецкими специалистами: инженерами и конструкторами, для продолжения работ по профилю немецких фирм и передачи опыта советским специалистам. В ряде случаев кроме проведения испытаний трофейных образцов техники создавались и испытывались отечественные аналоги. В некоторых случаях выявленные направлен ия развития техники получали дальнейшее развитие при создании новых отраслей промышленности.
Развитие перспективных образцов техники, особенно военного назначения, в промышленно развитых странах происходит практически параллельно. Нередко отмечаемую “общность” технических решений в изделиях различных фирм и стран можно объяснить успехами разведки, но в первую очередь определяющими являются поставленные перед разработчиками задачи, уровень развития промышленности, культура проектирования и производства, степень международной интеграции при создании проекта…
Отрадно, что в ряде случаев первенство в разработке и создании многих образцов техники, втом числе многих типов беспилотных аппаратов, принадлежит отечественным конструкторам.
В Советском Союзе для разработки любого сложного комплекса вооружения требовалось разработать в НИИ соответствующего профиля обоснование создания, технические характеристики и модели боевого применения перспективного образца, определить перечень соисполнителей — разработчиков, изготовителей, поставщиков комплектующих. Научно-исследовательские работы при их положительных результатах завершались принятием Постановления Совета Министров и ЦК КПСС или Решения Военно-промышленной комиссии Совета Министров. Постановлением определялись цели, задачи, назначалось головное предприятие, кооперация разработчиков и производителей, устанавливался контроль за исполнением в назначенные сроки. В основу создания образца техники был положен системный принцип проектирования, при котором Заказчик имел дело толькос Исполнителем (заводом-поставщиком), который был обязан представить на государственные испытания, проводимые
Заказчиком — Министерством обороны, полностью завершенную систему оружия, обеспеченную всеми подсистемами. Следует отметить, что при проектировании первых послевоенных беспилотных аппаратов головной организацией при создании комплекса, как правило, назначалось КБ, создававшее летательный аппарат. По мере усложнения бортового и наземного комплексов аппаратуры, как правило, головной организацией назначалось предприятие, ответственное за разработку системы управления.
Многие созданные в послевоенные годы системы автоматического и дистанционно управляемого оружия: комплексы зенитных управляемых ракет, противокорабельныеракетные комплексы наземного, авиационного и корабельного базирования, противотанковые управляемые ракеты, управляемые бомбы и т. п., представляли собой совокупность систем управления и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) или дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДП Л А), предназначенных только для поражения целей различных типов. В некоторых случаях на базе этих летательных аппаратов создавались аппараты специального назначения (постановщики помех, разведчики, агитационные и другие).
Появление в СССР в начале 1950-х годов мощных и надежных реактивных двигателей сцелало возможным создание на базе освоенных в авиастроении технологий нескольких типов крылатых ракет средней, большой и межконтинентальной дальности, некоторые из которых выпускались серийно.
В США и Франции в конце 1950-х — начале 1960-х годов, а позднее и в ряде других стран некоторые модели беспилотных аппаратов, использовавшихся ранее в качестве мишеней, были модернизированы и переоборудованы в разведывательные аппараты, использовавшиеся многие годы в составе беспилотных комплексов разведки.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов специалистами и военными аналитиками США высказывались предположения, что ВВС в основном будут состоять нз телепилотируемых летательных аппаратов. К концу 1970-х годов взгляды изменились — БЛА и ДПЛА стали рассматриваться в качестве дополнения к боевым самолетам и как самостоятельно функционирующая система оружия.
Во время арабо-израильской войны 1973 года была показана возможность использования БЛА для противодействия современным системам ПВО.
Быстрое развитиетехники и технологий в послевоенное время и опыт использования БЛА в реальных боевых условиях локальных конфликтов послужили предпосылкой для создания беспилотных систем на качественно новом уровне. Разработка и промышленный выпуск малогабаритных бортовых систем управления и передачи данных, специальной аппаратуры существенно расширили области использования и возможности беспилотных летательных аппаратов.
В настоящее время состояние экономики нашего государства не позволяет в полной мере проводить работы по разработке, созданию и широкому использованию беспилотной техники. Это очень печально, так как именно в конце 1980-х — начале 1990-х годов в Советском Союзе были разработаны, испытаны и поставлены в войска образцы военной техники действительно мирового уровня, включая и комплексы беспилотных летательных аппаратов различного назначения.
Имеющие место тенденции устаревания не только производственного оборудования, но и увеличения среднего возраста сотрудников НИИ, КБ, работников заводов могут серьезно отразится и в области создания ДПЛА — перспективного вида оружия, средства разведки и наблюдения. В то же время в США создано Управление, которое занимается развитием и совершенствованием беспилотной техники, начаты разработки беспилотных разведывательных средств с использованием самых современных технологий и достижений радиоэлектроники. Ожидается создание миниатюрных летающих аппаратов для разведки оперативной зоны соприкосновения противоборствующих сторон, которые не будут обнаруживаться современными средствами противовоздушной обороны…
Чем ответит Россия в области создания беспилотных летательных аппаратов, кто будет Заказчиком, Разработчиком и Производителем перспективных отечественных многоцелевых, разведывательных и народнохозяйственных беспилотных летательных аппаратов в условиях реформирования науки и производства, проведения военной реформы — покажет время.
С самого начала применения аэропланов и воздушных судов в боевых действиях и, в особенности при выполнении ударных операций, стал вопрос о сохранности в условиях реального противодействия противника экипажей, пилотирующих боевые самолеты.
Одним из возможных способов решения проблемы стало создание беспилотных ударных летательных аппаратов, которые оснащались автономными программными средствами управления в полете или управлялись дистанционно по радио и имели автоматическиесистемы стабилизации.
25 января 1916 года один из оружейных мастеров Амурской речной флотилии известил начальство о своем изобретении военного характера. На рассмотрение был предложен аппарат3, н, способный лететь по воздуху несколько часов на желаемой высоте без всяких машин и людей, который мог автоматически бросать бомбы на желаемую дистанцию, а при выпуске всех бомб взрываться для гарантии сохранения секрета от неприятеля. Командир флотилии признал желательность сборки опытного образца аппарата на одном из уральских заводов, проектбыл послан на утверждение в Петроград в Морское министерство…
Одно из первых упоминаний об отечественном беспилотном (дистанционно-пилотируемом) летательном аппарате — управляемой воздушной мине — относится к сентябрю 1916 года. Штабс-капитаном Яблонским был разработан проекти начата постройка беспилотного летательного аппарата с мотором для доставки мины к цели. Судя по тому, что первая попытка передачи радиосигнала с самолета была успешно осуществлена инженер — полковником Д. М.Сокольцевым в России в 1911 году на Гатчинском аэродроме, можно предположить наличие радиоуправления и на разрабатывавшемся аппарате Яблонского. Трагическая гибель автора в декабре 1916 года практически положила конец работам по этому проекту.
В 1917 году (в [22] указано — Перед Первой Мировой войной), работавший ранее техником-конструктором на заводе “Сименс-Шуккерт” в Петрограде прапорщик запасного Латышского стрелкового полка Х. Г.Берлаид
Берланда (проект)
разработал проект дистанционно пилотируемого геликоптера-аэромины. Им велось проектирование и была предпринята попытка постройки дистанционно управляемого по проводам геликоптера-торпеды. Работа не привела к созданию свободнолетающего беспилотного летательного аппарата, но это была, по всей видимости, первая попытка реализации идеи “летающей торпеды” с несущими воздушными винтами. Геликоптеры, по замыслу конструктора, должны были применяться для перехвата самолетов противника с “миновыпускных станций”, расположенных в трех-четырех километрах от линии фронта на расстоянии около 10 км друг от друга. Для облегчения визуального наблюдения на аппарате должны были устанавливаться трассеры. Управление геликоптером, оснащенным двигателем внутреннего сгорания, автоматическим стабилизирующим устройством и боевым зарядом, предусматривалось в двух вариантах: проводное (длина проводной линии до 8 км) или радиоуправление, обеспечивавшее больший радиус действия. К дальнейшей разработке было принято проводное управление (после подрыва боевой части аппарата поддерживаемые воздушным змеем провода предполагалось сматывать и использовать повторно). Проектбыл представлен в
Министерство торговли и промышленности для получения привилегии (патента) и в Центральный военно — промышленный комитет, где получил одобрение23.
В 1917 году москвич Н. Г.Мсти — славский прислал в Управление Военно-воздушного флота проект телемеханически управляемой аэромины — разведчика. Летательный аппарат типа "аэроплан-геликоптер" согласно проекту мог взлетать с места с летчиком или без такового, а также просто висеть в воздухе. Аппарат многоразового применения после нанесения бомбового удара должен был возвращаться к пункту управления (или самоликвидироваться в исключительной ситуации). Радиус действия аппарата с применением облегченной бортовой радиостанции — более чем видимый горизонт. Предлагаемый приборный комплекс должен был обеспечить передачу на наземный пункт управления показания стрелок барографа, компаса; усовершенствованный телефот должен был передавать на расстояние рисунок, полученный автосинематографическим прибором. Кроме того, малоразмерный, малошумный аппарат, оснащенный парогазовой турбиной с каталитическим горением, должен был обладать малой заметностью в воздухе благодаря специальным материалам обшивки (оболочки) корпуса23-.
Занятость промышленности России в годы Первой мировой войны выпуском военной продукции, революционные события, Гражданская война и последовавшие за этими событиями годы разрухи замедлили поиск новых технических решений и создание беспилотных летательных аппаратов.
Уже в Советской России в системе НТО ВСНХ 9 августа 1921 года гю инициативе В. И.Бекаури — изобретателя с дореволюционным стажем в Петрограде было создано Особое Техническое Бюро (ОТБ или Остехбюро, впоследствии — опытный завод N379 НКАП). Авиационное подразделение ОТБ возглавлял Н. Ф.Найденов®.
К работам в области радиотелемеханики Остехбюро приступило в марте 1922 года. Был создан специальный отдел волнового управления в составе физико-электротехнической части. Кроме управляемых по радио торпедных катеров, танков, паро-
возов, гусеничных тягачей, охранных приборов и радиоуправляемых мин велись работы по управляемым летательным аппаратам и пунктам воздушного управления — самолетам “волнового управления” (ВУ).
Большой объем проектных и исследовательских работ, широкая номенклатура радиоуправляемой военной техники привели к росту бюро — к середине 1930-х годов численность сотрудников Остехбюро достигала 1700 человек. В дальнейшем, на базе ОТБ и его Московского отделения создаются Телемеханический институт в Москве с филиалом в Ленинграде, Институт специального авиационного вооружения и Минно
торпедный институт (НИМТИ) в Ленинграде среди опытно-исследовательских работ которых значились и “воздушные торпеды”.